Юрий А. Денисов
Выбор фотоаппарата
16+
При выборе фотоаппарата необходимо рассматривать следующие факторы.
Во-первых, самое дорогое устройство у фотоаппарата — это объектив. Именно он занимается «светописью», и качество съёмки зависит, прежде всего, от него. На стоимость объектива влияют множество факторов: тип объектива, его конструкция, количество линз и, прежде всего — его светосила (то есть, сколько света способен пропускать объектив к матрице).
Важным конструкционным параметром объектива является его байонет. Именно он определяет, подойдёт ли объектив к данной камере («тушке»). В-принципе, на тушку можно нацепить объектив практически с любым байонетом через «переходные кольца». Однако тогда теряются некоторая функциональность объектива (автофокус, оптический стабилизатор изображения и т.п.). Поэтому к выбору байонета нужно подходить ответственно! На «мыльницах» это не актуально, поскольку у них только один объектив.
По типу объективы разделяются на нормальные, широкоугольные, длиннофокусные, телеобъективы и (опционально) объективы с трансфокатором. Объективы с трансфокатором (переменным фокусным расстоянием) очень удобны в поездках, поскольку сочетают достоинства всех остальных объективов, но качество фотографий у них изначально хуже, из-за небольшой светосилы и трудности фокусировки.
Нормальные объективы подходят для всех видов съёмки, поскольку он по параметрам изображения он близок к зрению человеческого глаза. Его эффективное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) — 50 мм. Действительное фокусное расстояние таких объективов меньше (зависит от размера матрицы). Все китовые объективы — нормальные, или трансфокаторы с нормальным фокусным расстоянием.
Широкоугольные объективы (короткофокусные) предназначены для съёмки пейзажей, близко расположенных предметов, репродукции, съёмок в интерьере и т.п. Имеют сильные перспективные искажения, поэтому не подходят для съёмки портретов, и вообще близко расположенных предметов на фоне пейзажей и архитектуры. Также нужно быть внимательным при съёмке архитектуры с помощью широкоугольного объектива. Его эффективное фокусное расстояние — от 18 до 45 мм. Более короткофокусные объективы, из-за своих искажений, называют «рыбьим глазом». Широкоугольные объективы ранее обязательно использовались в «плёночных мыльницах».
Длиннофокусные объективы чаще всего используются при съёмке портретов. Также их можно использовать при съёмке архитектуры, особенно при съёмке деталей архитектуры. При съёмке с близких расстояний на длиннофокусный объектив фон получается размытым (что важно для съёмки людей на фоне архитектуры и портретов). Их эффективное фокусное расстояние — от 70 до 100 мм.
Телеобъективы имеют эффективное фокусное расстояние более 100 мм. Это самые дорогие и тяжёлые объективы. Используются в «фоторужьях», при «шпионской» и репортажной фотосъёмке, при съёмке природы, деталей архитектуры, спортивных состязаний. Не подходят для повседневной съёмке (из-за «плоской» перспективы). Имеют слабую светосилу. В любительской съёмке эти объективы лучше заменять трансфокаторными объективами.
Выбирая компактный фотоаппарат с ультразумом, необходимо смотреть, чтобы его трансфокатор обязательно перекрывал диапазоны эффективных фокусных расстояний от 35 мм до 85 мм. Только такие трансфокаторные объективы могут являться универсальными.
Во-вторых, второй по важности частью цифрового фотоаппарата является «тушка». Для «тушки» важной характеристикой является матрица. Для матрицы есть эмпирическое правило: чем больше размер матрицы, тем лучше качество фотографий. Вторыми по значимости параметрами являются разрешение матрицы (количество мегапикселей), и её чувствительность (в ISO). Здесь уже не так всё однозначно. Чем больше эти параметры, тем выше качество фото, но при условии, что у Вас большая матрица. Однако большая матрица используется только в зеркальных и системных камерах, а у мыльниц стандартный размер матрицы от 1/2,7 до 1/2,3 дюйма, поэтому при высоких разрешениях качество фото ухудшается.
При выборе «тушки», кроме размера матрицы и байонета, необходимо смотреть на другие параметры, менее критичные для съёмки, но которые могут доставить много неприятностей при фотосъёмке. Это:
- крепление к штативу (стандартное/нестандартное);
- разъём для внешней фотовспышки (нет/стандартный/фирменный);
- возможность управления встроенной вспышкой (автомат, принудительное включение/отключение вспышки, подавление эффекта «красных глаз»);
- наличие предустановленных режимов съёмки. Обязательно должны присутствовать «полный автомат», «съёмка портретов», «пляж или зимний пейзаж», «ночная съёмка или фейерверк», «макросъёмка»;
- наличие автофокуса и автоматического стабилизатора изображений (против тряски рук). Эти функции тоже могут быть реализованы по-разному, но это не предмет обсуждения данной статьи;
- наличие/отсутствие серийной фотосъёмки и брекетинга (серийной съёмки с разной экспозицией). Это уже «профессиональные требования», и они реализуются только в дорогих камерах;
- тип и ёмкость источников питания, а также способы зарядки (по USB или в зарядном устройстве). Эти условия — на усмотрение покупателя;
- тип карты памяти (SD или Memory Stick) и её ёмкость;
- эргономика камеры, наличие удобного меню и т.п. Здесь однозначных рекомендаций нет.
В-третьих, нужно разобраться с типами фотоаппаратов. Они бывают зеркальными, системными, ультразумами и мыльницами. Зеркальные камеры обеспечивают наилучшее качество съёмки, позволяют управлять процессом съёмки «визуально» (через видоискатель с зеркалом), имеют большой выбор сменных объективов, большую матрицу, много режимов съёмки. Но они в то же время самые дорогие и тяжёлые.
Затем идут системные камеры со сменными объективами («беззеркалки»). У них также есть сменные объективы. Они обладают крупным форм-фактором. Однако качество съёмки у них будет хуже, исходя только из конструкции беззеркалок. Весят эти камеры значительно меньше, а тушки часто взаимозаменяемы, и продаются отдельно.
Далее идут компактные камеры, или «мыльницы». У этих камер только один объектив (правда, с трансфокатором), маленькая матрица, хуже качество комплектующих. Но зато эти камеры дешёвые и простые в использовании. Их часто используют в дополнение к беззеркалкам и зеркалкам профессиональные фотографы для создания предварительных фотографий-макетов.
Ультразумы — это «компактные» фотоаппараты с объективом-трансфокатором с большим увеличением (более 8х). Они не такие «компактные» (из-за объектива), но качество съёмки у них как у «мыльниц». Стоят эти фотоаппараты достаточно дорого.
Часто недостаток «зума» можно заменить «ногами», просто подходя и отходя от объекта съёмки ногами. А для фоторепортажа главное достоинство — быстро, «одним движением», «из неудобных позиций» делать нормальные фотосъёмки, которые впоследствии можно доработать на компьютере. Этому нужно учиться.
Вот, в-принципе, все требования к фотоаппаратам при их первоначальном выборе. При покупке фотоаппарата надо себе представлять, что выбор этих основных параметров происходит один раз на всю жизнь, стоить полный комплект оборудования будет как автомобиль бизнес-класса. Поэтому к выбору фотоаппарата надо подходить ответственно, как к выбору жены и делового партнёра.
Среди фирм, продающих фотокамеры, необходимо выбирать давно известные и зарекомендовавшие себя, у которых есть широкий модельный ряд. Это Canon, Nikon, Sony, Pentax, Olympus. Остальных я в расчёт не принимаю, исходя исключительно из их модельного ряда, а не из-за «финансовой устойчивости» или «передовых технологий». Ведь «Kodak» обанкротились, «Konica и Minolta» продали свой бизнес Sony. «Fuji Film» давно не радовала своими обновками.
—————————————————
Последнее изменение:
19.12.2014 9:53