Версия для печати…

З А Т В О Р

Фотографический затвор — механизм, открывающий лучам света, прошедшим через объектив, доступ к плёнке (или пластинке) и по истечении точно определяемого промежутка времени прекращающий его.

В фотолюбительских плёночных аппаратах встречаются два вида затворов:

Схема работы центрального затвора

Рис. 13. Схема работы центрального затвора

Шторно-щелевой затвор

Рис. 14. Шторно-щелевой затвор

Как правило, все фотографические затворы работают моментально или с выдержкой от руки.

Обязательными для каждого затвора являются следующие детали управления:

Регулировка затвора.

Для регулирования действия затвора на регулятор наносятся следующие условные обозначения:

Гостом 1957 устанавливается следующий ряд выдержек (в секундах):

1,   1/2,   1/4,   1/8,   1/15,   1/30,   1/60,   1/125,   1/250,   1/500,   1/1000.

Главная цель моментального затвора — фотографирование движущихся объектов. Чем меньше выдержка, тем более быстрое движение фотографируемого объекта затвор позволит резко запечатлеть на фотографии.

Основными эксплуатационными показателями, характеризующими затвор, является количество отмеряемых им моментальных выдержек и их диапазон.

Дополнительные органы управления затвором.

Фотографируя других, фотограф лишён возможности без посторонней помощи сфотографировать себя одного или в кругу знакомых. Чтобы осуществить это, во многих затворах устанавливаются специальные механизмы — автоспуски, автоматически приводящие затвор в действие через определённый промежуток времени (обычно 12-15 сек.) Действие автоспуска состоит в том, что в течение 12-15 секунд после его пуска его ход работает вхолостую, после чего происходит спуск затвора. Затвор отрабатывает с выдержкой, на которую он установлен.

С появлением новых источников освещения — ламп-вспышек, возникла необходимость синхронизировать моменты вспышки этих приборов с моментом действия затвора фотоаппарата. Многие современные фотоаппараты снабжены для этого электрическим синхроконтактом, с помощью которого затвор в момент полного открытия кадрового окна замыкает электрическую сеть лампы и вызывает вспышку. В любом случае рекомендуемая выдержка при использовании лампы-вспышки — 1/30 секунды.

При съёмках со штатива (обязательно для выдержек медленнее 1/20 — 1/30 сек.) приводить затвор в действие необходимо посредством нажатия на тросик, ввинчиваемый в отверстие пусковой кнопки.

Уход за затвором

Затвор — самая сложная часть фотоаппарата. Обращение с ним необходимо изучить в совершенстве. В плёночных аппаратах лучше всего изучать действие затвора при снятом объективе.

Во избежание порчи механизмов перемену выдержек следует производить:

Также настоятельно не рекомендуется переходить границу максимальных и минимальных выдержек (например, 1/1000 и В) в любом направлении.

Для лучшей сохранности пружины всякого затвора, после его работы регулятор выдержек надо ставить на наименьшую скорость (то есть на наибольшую из автоматически отсекаемых выдержек); при длительном хранении аппарата без употребления затвор надо оставлять не взведённым. В нерабочем состоянии затвор должен полностью перекрывать доступ света к фотослою.

Аналог затвора в цифровых камерах.

Затвора как такового в цифровых фотокамерах нет. Поверхность ПЗС матрицы в них освещается непрерывно. При нажатии на пусковую кнопку происходят следующие процессы:

  1. Изображение считывается с ПЗС матрицы.
  2. Полученное изображение из RGGB или RGTB - палитры преобразуется в RGB-палитру.
  3. Происходит компрессия изображения в JPEG-формат.
  4. Преобразованное и сжатое изображение записывается во flash-память.

В отличие от плёночных аппаратов, в цифровой фотографии лимитирующими факторами являются не стадия 1, а стадия 2 и 3. Время выдержки в цифровой фотографии составляет от нескольких секунд до миллисекунды (1 — 1/1500 с),

После записи во флэш-память изображение можно просмотреть на экране жидкокристаллического дисплея. Если качество снимков Вас не устраивает, его можно стереть. При этом освободится место для нового снимка.

В дорогих цифровых аппаратах есть возможность принудительно изменять время выдержки (от 1/5 до 1/1000 с). Это позволяет создавать на них эффекты, которые можно было достигнуть только на плёночных фотоаппаратах.

VGA-съёмка в цифровых камерах

Поскольку поверхность ПЗС матриц освещается постоянно и потребность в «классическом» затворе отсутствует, то ничто не мешает совместить в одном аппарате фото- и видеокамеру. И такое совмещение действительно возможно, и производители предлагают такие аппараты! Лимитирующим фактором здесь служит аудио- и видеокомпрессия сигнала. Так, секунда несжатого видео разрешением 640*480 пикселей, глубиной цвета в 8 бит составит 640x480 пиксель/кадр · 25 кадр/с · 1 байт/пиксель = 7,68·106 байт/с ~ 7,3 Мбайт/с! А это минимальные требования к видео. Спасти положение могла бы компрессия, однако алгоритмы аудио- и видео- компрессии «на лету» требуют больших вычислительных мощностей, которые пока не доступны процессорам цифровых камер. Поэтому (пока!) цифровые камеры могут записать до 30 сек. цифрового видео с VGA-разрешением, поддержкой звука и MPEG-4 видеокомпрессией. Длительность записи видео зависит в основном от ёмкости внешнего запоминающего устройства (и может достигнуть 4 мин.), но качество видео пока для всех камер одинаково (чего не скажешь о качестве фотосъёмке, данные на июль 2004 г.) В любом случае при покупке цифровой камеры оценивайте прежде всего качество объектива, размеры и разрешение матрицы, а также другие важные именно для Вас параметры (прежде всего — удобство пользования).