ВСЕ О ЦВЕТЕ

Назад...   К содержанию выпуска   Далее...

 

F. Простейшие приемы тоновой и цветовой коррекции фотографий

В предыдущих частях мы подробно говорили о цветах, цветовой композиции и приемах использования цвета. Однако мы не рассматривали важный момент: как исправить уже существующую фотографию или публикацию, которая была испорчена неправильными настройками? Вопрос вовсе не праздный: большинство снимков, сделанных цифровой камере "на автомате", с автоматическими настройками, нуждаются в тоновой и световой коррекции. Также в коррекции нуждаются отпечатки на фотопленке, если использовался стандартный цикл "фотографирование" -> "проявка" -> "сканирование". Ведь на каждом этапе могла вноситься ошибка!

В данной части мы рассмотрим приемы тоновой и цветовой коррекции фотографий с использованием стандартных средств редактора Photoshop. В принципе, можно использовать и любые другие редакторы, включая The GIMP, Photo Finish, ACDSee, Irfan View, XnView и другие, с "оглядкой" на их интерфейс и качество преобразования. Photoshop здесь выбран как наиболее распространенный. Также к этим редакторам существует множество дополнений, в том числе и для коррекции изображений. Но автор о них не рассказывает – они почти все платные, а польза от "автоматической" коррекции точно такая же, как и для "автоматической" съемки.

Содержание

F.1. Когда нужна коррекция фотографии, а когда ее следует избегать

Из вступления становится ясным, что цветокоррекцию необходимо осуществлять в следующих случаях:

  • при неправильно определенной цветовой температуре;
  • при неправильно подобранной экспозиции (времени освещения) пленки или фотографической матрицы;
  • нарушения баланса цветов, полученных при фотографировании;
  • при ошибке в определении контрастности и яркости объекта фотографом или фотоаппаратом.
  • Снимки нельзя подвергать коррекции, если это:

  • документальные снимки, сделанные при проведении репортажей или следственных мероприятий;
  • снимки, полученные в научных целях;
  • Примечание: снимки, полученные в первых двух пунктах и подвергшиеся коррекции, уже не могут быть использованы для доказательства и подтверждения имеющихся фактов.

  • снимки, уже подвергшиеся искажению цвета (по неосторожности или с замыслом). В этих случаях лучше воспользоваться оригиналом;
  • некачественные снимки, полученные в результате нарушения фотографического процесса. Такие снимки надо выбраковывать и переснимать, не смотря на их уникальность и ценность для фотографа.

Наиболее часто встречается следующий брак при съемке фотографий:

  1. Неверно выбранная экспозиция. В этом случае наблюдаются сильные нарушения контрастности и яркости изображения, нарушения тональной композиции, нерезкость и вуаль. Возможны также нарушения цветопередачи, яркости и насыщенности тонов. Корректировка такого снимка занимает много времени, и уместна лишь для особо ценных снимков.
  2. Ошибки в выборе экспозиции в кадре вследствие слишком контрастного или слишком "мягкого" снимка, глубокие тени, неправильного замера экспозиции и т.п. Такие фотографии плохо поддаются коррекции, без ущерба для качества и фотографической широты.
  3. Неверно выбрана цветовая температура. Например, съемка в помещении с настройками фотоаппарата для солнечного освещения. В этом случае снимки получаются с резкими искажениями в цвете. Возможности корректировки таких фотографий определяются индивидуально, исходя из качества снимка и опыта ретушера.
  4. Особенности снимаемой сцены. Иногда фотографии получаются невысокого качества из-за особенности снимаемой сцены и мелких недоработок фотографа. Это может быть, опять же, чрезмерный или низкий контраст сцены, отсутствие дополнительного освещения, плохого сочетания оттенков. Если эти недостатки получаются в результате правильно сделанного фотографического процесса, они легко устраняются ретушером.

F.2. Коррекция контрастности и яркости

Это наиболее очевидная, часто встречающаяся и наиболее часто игнорируемая ошибка фотографов. Она связана чаще всего с неверной постановкой освещения сцены и в неправильном определении экспозиции. Она характеризуется:

  • отсутствием теней и прорисовки деталей;
  • низкой прорисовкой и "выразительностью" деталей;
  • некоторым "расплыванием" изображения и цветов;
  • неестественные цвета (при правильных оттенках цвета, "Hue");
  • или в случае передержки, резкие, "картинные" переходы цветов.

Эти нарушения исправляются путем изменения положения рычажков "контрастность" и яркость" в диалоговом окне: "контраст и яркость". Следует отметить (для начинающих), что, увеличивая значения на ползунке контрастность мы увеличиваем "яркость" светлых элементов, а увеличение значения на ползунке "яркость" мы увеличиваем "светлоту" темных участков. Отсюда вывод: при максимальной контрастности и низкой яркости изображение различимо, а наоборот – нет.

Задание: "поиграйте" ползунками "яркость" и "контрастность" в диалоговом окне графического редактора. Эта игра способна развить Ваше цветовое ощущение.

F.3. Коррекция "светлоты" и насыщенности цвета

Иногда, в случае неправильного выбора экспозиции (недодержки) встречаются нарушения не только яркости и контраста изображения, но и таких параметров цвета, как "насыщенность" ("saturation") и "светлота" ("lightness"). Эти параметры регулируются путем регулировки соответствующих ползунков на диалоговой панели "Hue/Saturation/Lightness" или "Adjustment" -> "HSL-model".

Важно! Этим инструментом нужно пользоваться только в том случае, когда настройка "Adjustment" -> "Brightness/Contrast" ("Регулировка" -> "Яркость/Контраст") не позволяет достигнуть нужного качества цветопередачи. Неумеренное использование этого инструмента может испортить отпечаток!

F.4. Простейшая цветокоррекция

F.4.1. Коррекция баланса белого на всей фотографии. Коррекция цветовых оттенков "Hue"

Как уже отмечалось выше, на фотографиях часто возникает нарушения баланса белого цвета. Чаще всего нарушения баланса белого цвета наблюдаются в случае неправильно определенной так называемой цветовой температурой белого цвета.

Известно, что белый цвет – это спектр всех излучаемых длин волн, от красного до фиолетового цвета. В частности, такой спектр излучает нагретое до высокой температуры физическое тело. Однако, максимум спектральной составляющей (иначе – частота световой волны, имеющей в спектре максимальную интенсивность) будет находиться в разных местах, в зависимости от температуры теле. При низких температурах эта составляющая смещается в красную, а при высоких температурах – в синюю сторону.

То же самое происходит и при освещении сцены естественными и искусственными источниками света. Так, среди всех источников света самую "высокую" цветовую температуру имеют: голубое небо, пасмурное небо, освещение солнечным цветом в зимнюю погоду. Ниже по цветовой температуре располагаются: галогенная лампа, солнечный день, морской пляж, листва деревьев. Наиболее "низкой" цветовой температурой обладает лампа накаливания.

Самое интересное заключается в том, что мозг человека способен сам определять цветовую температуру и "подстраивать" свое восприятие белого цвета, вне зависимости от температуры источника освещения. Но не так обстоят дела с фотографией. При фотосъемке камера "тупо фиксирует" весь свет, падающий на светочувствительный элемент, не делая никакой поправки на цветовую температуру. Поэтому, вполне возможно, при съемке в морозную погоду, Вы обнаружите снег синим, при съемке на море тела купающихся людей будут иметь неестественный красный оттенок, а любимый мамин сервиз при освещении лампой накаливания будет желтого цвета. Поэтому при фотографировании в разных условиях освещенности делается поправка на цветовую температуру источника. Особенно легко такие настройки менять в цифровых камерах. И именно на них так легко неправильно задать цветовую температуру!

Нарушения цветового баланса может происходить в следующих случаях:

  • неправильное автоматическое определение баланса белого цвета. Это нарушение трудно характеризовать, но легко исправить;
  • неверные настройки баланса белого цвета при фотографировании. Так, например, если после съемки в помещении, при освещении лампой накаливания, с теми же настройками фотографировать в солнечный день, фотографии у Вас, скорее всего, будут "в голубых тонах". То же самое будет при ручном подборе баланса белого, если для образца взят не абсолютно белый лист;
  • не прогретая лампа сканера (при сканировании документов). В этом случае баланс белого будет сдвинут в красную сторону. Такие изображения лучше пересканировать с нагретой лампой (сделать лишние 2-3 прогона).

Для регулирования цветовых оттенков, смещенных в красную или синюю сторону, лучше всего использовать диалоговую панель "Adjustment" -> "Hue/Saturation/Lightness", используя инструмент Hue.

Примечание: перед регулировкой определите, равномерно ли смещены цветовые оттенки по всему полю изображения, не надо ли вначале применить регулировку контраста и яркости. Только убедившись в необходимости именно этого инструмента, применяйте его.

F.4.2. Коррекция цвета в RGB и CMYK моделях. Исправление перекосов цвета на всей фотографии

Помимо неправильного определения цветовой температуры фотоснимка, могут возникать более серьезные нарушения цветопередачи. Например, при сканировании цветной фотографии с непрогретой лампой сканера возможны такие нарушения цветопередачи, как превалирование на фотографии зеленого цвета.

Вообще "позеленение" и "покраснение" фотографических снимков – типичная проблема для фотографии, как для цифровой, так и для аналоговой. И, если проблема заключается только в избытке, превалировании одного цвета на всей фотографии, то эта проблема решается путем регулировки цветов в RGB- и CMYK-палитре. Для этого нужно выбрать инструменты "Adjustment >" -> "Color Balance..." ("Регулировка >" -> "Цветовой баланс..."). При выборе этого пункта появляется диалоговое окно, в котором расположены три ползунка, регулирующие соответственно красный-голубой, зеленый-пурпурный и желтый-синий оттенки.

По-умолчанию ползунки выставлены на нулевой уровень (посередине полосы). Перемещая их вправо, мы увеличиваем красные (Red), зеленые (Green) и синие (Blue) оттенки, уменьшая соответственно голубые (Cyan), пурпурные (Magenta) и желтые (Yellow) оттенки. Перемещение ползунка влево (уменьшение уровней) приводит к противоположному эффекту

Замечание: Желательно регулировку цветов осуществлять за один раз. Если это затруднительно (например, цветовые искажения расположены неравномерно по фотографии), переходите к следующему пункту.

F.4.3. Коррекция цвета в "тенях" и "светах"

Иногда возникают такие изменения цвета, которые невозможно исправить путем однократной цветовой коррекцией (как в HSL-, так и в RGB/CMYK-палитрах). Например, неправильно определенный баланс цвета зимнего пейзажа может оставить правильную передачу в тенях (деревьев, животных, людей), однако цвет снега при этом будет неправильным - зеленым.

Необходимо в этом случае осуществлять регулировку цветового баланса, установив на соответствующем инструменте регулировке цветового баланса, яркости и насыщенности флажки "Тени" ("shadows") или "Выделить" ("Select"). В этом случае цветовая коррекция будет осуществляться не на всей фотографии, а только на тенях или выделенной области.

F.5. Исправление "тональности" фотографии в Photoshop

Помимо цветовой коррекции, устраняющие "перекосы" в цвете и освещенности снимка, одним из важнейших элементов коррекции фотографий является тоновая коррекция. Вкратце напомним здесь о тоне и тональной композиции.

Как известно, приемами построения композиции является композиция в темных и светлых тонах. Тон композиции – это преобладание темных ("теней") или светлых ("светов") участков по всему листу. Наиболее грубая ошибка в выборе композиции – это фотография в "серых" тонах, без ярко выраженных светлых и темных областей и контраста. Но, к сожалению, иногда, при неправильно заданных параметрах камеры, может как раз получиться композиция "в серых" тонах. Исправлением таких фотографий является тоновая коррекция изображения.

F.5.1. Гистограммы яркости и цветового тона. Как с ними работать

Для отображения и регулировки тона (тональной коррекции фотографий) часто используются так называемые тональные гистограммы. У этой гистограммы есть "абсцисса" – величина "Светлости" тона (цвета) на фотографии, слева светлые тона (до абсолютно белого), справа темные, до абсолютно черных, и "ордината" – количество пикселей с заданным тоном. При правильно построенной композиции гистограмма яркости имеет следующий вид:

  • на гистограмме должны присутствовать как минимум два пика разной интенсивности;
  • наибольший по интенсивности пик должен быть ассиметричным и находиться: для композиции в светлых тонах в левой части гистограммы, для композиции в темных тонах – в правой части изображения;
  • последующие пики могут быть любой формы и интенсивности, но желательно, чтобы они отстояли от первого пика как можно дальше.

Наиболее часто встречаемые ошибки в построении тональной композиции и/или задания параметров съемки выглядят на гистограмме следующим образом:

  1. Гистограмма имеет резкий симметричный пик где-то посередине абсциссы гистограммы. Это – тот случай, когда Вы окончательно и бесповоротно испортили свой снимок. Не снимайте так никогда.
  2. Гистограмма не имеет ярко выраженных пиков, тона равномерно распределены по абсциссе. Это – классический пример съемки "в серых тонах", без ярко выраженного контраста снимаемых объектов. Эту фотографию невозможно исправить, не исказив ее и не потеряв части информации. Такие снимки также лучше не делать.
  3. Гистограмма имеет резкие пики, но они смещены к центру гистограммы. Около левой или правой границы есть пустое пространство или небольшой (до 10% от величины основного пика) пик, упирающийся в левую или правую границу. Это – пример нормальной композиции при неправильно выбранном освещении. Пики на правой или левой границе говорит о том, что-либо вы переосветили какие-либо участки (пики в левой части гистограммы), либо у Вас есть глубокие тени (в случае пиков на правой части гистограммы). И то, и другое исправимо, но при этом теряется фотографическая широта. Исправление таких элементов рассматривается в следующем разделе.
  4. Гистограмма имеет "провал" в середине (в "серых" тонах) и резкие пики в правой и левой части. Это – пример излишней контрастности снимка и его "постеризации", представления в виде рисунка. Такое сочетание встречается при сканировании текста. Если же таким у Вас получился графический рисунок или фотография, его лучше всего "размыть" фильтром "Blur" ("Размытие").
  5. Гистограмма имеет нормальную высоту пиков и их положение, однако пространство между пиками имеет "провалы" или "горки". Это говорит о том, что неверно выбрано освещение или неправильно обработана фотография, когда пространство между черным и серым цветом "растянуто", а между серым и белым цветом наоборот, "сужено" (правда, возможна и обратная ситуация). Исправление таких ошибок приведено в следующих разделах. Однако исправление таких ошибок может привести к искажению цветов на фотографии.
  6. Гистограмма имеет широкие пики, имеющие правильную форму и правильное расположение. Это характерно для нерезких снимков, снятых во время тумана. Как это обрабатывать (и нужна ли обработка вообще) – решает фотохудожник сам.

Помимо гистограммы основных тонов ("Master" – в англоязычном описании) в редакторе Photoshop возможно построение диаграмм для каждого вида канала – красного, зеленого и белого. Назначение и управление ими такое же, как и на основной гистограмме, только здесь регулируется не яркость изображения ("белое" – "черное"), а цветовые оттенки (например, голубой-красный).

F.5.2. Исправление тональной композиции с помощью инструмента "уровни"

Инструмент "Уровни" вызывается из меню Photoshop "Image" -> "Adjustment >" -> "Levels..." ("Изображение" -> "Регулировка >" -> "Уровни..."). В диалоговом окне данного инструмента нарисована гистограмма (по-умолчанию – гистограмма яркости, тональности – "Master", но можно выбрать и диаграммы цветовых каналов). Ниже гистограммы, на ползунке у горизонтальной оси расположены три маркера, соответствующие (слева направо): точке с абсолютно ярким (белым) тоном, 50% серым тоном, абсолютно темным фоном. Еще ниже расположены три "пипетки" ("Eyedropper") для белого, 50% серого и черного цвета. С помощью этих элементов можно проводить тоновую коррекцию изображения. Изменения, вызванные работой документа, непосредственно видны в окне изображения.

Перемещая правый ползунок влево, мы тем самым назначаем более светлым участкам изображения темный цвет, тем самым как бы "растягивая" белые участки. Общий вид – более темный тон рисунка. Соответственно, перемещая левый ползунок вправо, мы делаем более темные участки изображения светлыми. Результат – более светлая гамма. Перемещая серый ползунок вправо, мы делаем рисунок "темнее" (за счет расширения светлой области и сужения темной), а перемещая влево – светлее. Перемещая одновременно все три ползунка, можно изменить гистограмму рисунка (а вместе с ним – и его качество) до неузнаваемости.

Замечания по применению инструментов. Перемещая "ползунки" на инструменте "Уровни..." мы фактически растягиваем одни области и сужаем другие. При этом происходит потеря информации о цвете. Примером может служить гребенка для расчесывания волос на резинке. Да, мы можем растягивать или сужать саму гребенку, но количество "зубцов" в ней ограничено, и мы можем только увеличивать и сужать уже имеющиеся промежутки, а не удалять или создавать новые зубцы! Именно поэтому при работе с инструментом "уровни" возникает побочный эффект – сужение "фотографической широты", или, по-другому, "цветового диапазона". Поэтому общее правило: для редактирования фотографии берите инструмент с максимально возможной разрядностью цвета.

Использовать элементы "ползунки" инструмента "Уровни", конечно, удобно, но искомый результат достигается не сразу. Гораздо более удобно (разумеется, для новичка) использование элементов "пипетка" этого инструмента. Для пользования этими элементами необходимо:

  1. выбрать мышью самую левую пипетку (управляющую светлостью изображения);
  2. перевести курсор мыши на редактируемый рисунок. Обратите, курсор мыши изменит свою форму;
  3. выбрать мышью (щелкнуть левой клавишей) на изображении точку, которая, по Вашему мнению, должна быть самой яркой (белой) точкой изображения;
  4. повторите эти действия для средней (серой) и правой (черной) пипеткой, выбирая соответственно самую "серую" (невзрачную) и самую черную точки;
  5. отметьте про себя, что ползунки на гистограмме будут смещены. Если Вы будете недовольны качеством изображения (что бывает редко), то Вы можете вручную изменить положение ползунков, или выбрать пипеткой другие области на изображении.

Применить изменения изображения инструментом "Уровни..." можно, выбрав в диалоговом окне кнопку "Ok" или нажав клавишу "Enter".

F.5.3. Исправление тональной композиции и цветового диапазона с помощью инструмента "Кривые"

Другим важным инструментом, позволяющим осуществлять тоновую коррекцию фотографии, является инструмент "Кривые..." ("Curve..."). Сразу отметим, что этот инструмент есть не только у редактора Photoshop (как было с предыдущим инструментом), но и у других, более простых редакторов и просмотрщиков, а также у программ сканирования фотографий (так называемых TWAIN-модулей). Вызывается этот элемент с помощью команд меню: "Image" -> "Adjustment >" -> "Curves..." ("Изображение" -> "Регулировка >" -> "Кривые...")

Этот инструмент представляет собой квадрат, разделенной прямой диагональю пополам. По оси абсцисс откладывается текущая яркость (тон) пикселей изображения, а по оси ординат – результирующий тон пикселей, полученный после применения инструмента. По-умолчанию, тон пикселей не меняется (прямая диагональ). Тон может быть как основным ("Master"), так и по каналам (RGB, CMYK и т.д.).

Диагональ, нарисованную в окне инструмента "Кривые", можно перемещать, добавлять и убирать узлы изгибов, изменять кривизну и форму линии. При этом будет меняться тон пикселей (непосредственно) и общий вид и тональность фотографии (зависящие от тона пикселей). Следует отметить следующие случаи, с помощью которых можно ориентироваться в эффектах от формы кривой:

  • подъем левой нижней точки вверх или верхней правой – влево делают тональность снимка светлее;
  • опускание верхней правой точки вниз или нижней левой – вправо делают тональность снимка темнее;
  • перемещение левой нижней точки вправо, а правой верхней точки – влево увеличивает фотографическую широту, одновременно сокращая количество цветов и увеличивая резкость;
  • перемещение левой нижней точки вверх, а правой верхней – вниз уменьшает фотографическую широту и резкость снимка, одновременно увеличивая количество цветов;
  • кривая позволяет менять цвета более плавно, чем прямая;
  • "обратная" диагональ производит инверсию цвета (негативное изображение);
  • изображение с "пиками" делает изображение неестественным, гипертрофируя цвет и тональность отдельных пикселей;
  • для ослабления контраста и исправления эффекта от инструмента "Уровни" лучше всего подходит кривая "сглаженная ступень" (или "горка", график функции erf).

C помощью инструмента "Кривые" можно добиться все мыслимые настройки (и искажения) тональности фотографии. Применение эффектов, полученных на инструменте "Кривые", осуществляется выбором кнопки "Ok" или нажатием клавиши "Enter".

F.6. Использование фильтров для коррекции фотографий

Иногда использование стандартных инструментов для коррекции фотографий применять неудобно. Причинами могут быть, например, наличие нескольких искажений, неопытностью дизайнера, недостаточностью у него цветового зрения, недостатком времени для тонкой подгонки изображения с помощью нескольких инструментов и т.п. К счастью, для таких случаев есть специальные фильтры (Plug In к программе Photoshop, которые в автоматическом и полуавтоматическом режиме корректируют фотографии). Эти фильтры так и называются – фильтры для коррекции фотографий. Наиболее распространенные из них автор приводит ниже.

Дополнительные фильтры для коррекции фотографий:

 

Назад...   К содержанию выпуска   Далее...

30.03.2008, Версия 0.1.00 Beta

08.04.2006, Version 0.01a build 1

Полезные ссылки

Проект "Все о фотографии" | Компьютерный сайт Юрия Денисова | Учимся творить (на компьютере)

 

Copyleft © Юрий А. Денисов  
(yudenisov) 2006-2008  
Все права защищены  

 

Гостевая книга Отправить E-mail Автору проекта. Обсуждение в блоге.

Hosted by uCoz