CopyLeft (L) Юрий А. Денисов  
(yudenisov)  
Все права защищены  

 

 

Назад...   К содержанию выпуска   Далее...

E. Интеллект-карта как инструмент датамайнинга.

Содержание.

Важнейшими инструментами креативного датамайнинга являются интеллект-карты. Интеллект-карты используются на этапе между сбором и анализом информации, активно воздействуя на эти этапы. По сути дела интеллект-карта – это «полуфабрикат», продукт «сырой», «первичной» переработки мозгом поступающей информации. На следующих этапах эта информация анализируется и оформляется в виде статьи, аналитической записки, научной работы и т.п. Иначе говоря, если мысль – это «руда», то интеллект-карта – это результат «обогащения» этой руды.

Умение читать интеллект-карты является обязательным условием приема на работу менеджером во многие крупные американские компании (в частности, в Boeing). Владение навыками составления и чтения интеллект-карт вскоре будет цениться также высоко, как и владение компьютером, навыками письма деловых бумаг и другими навыками работы офисного клерка.

Данная статья об интеллект-картах была также написана с использованием интеллект-карт, созданных с помощью программы Free Mind. Изображения, а также сами интеллект карты находятся в архиве Mindmap_E.zip, расположенного здесь.

Саму программу Free Mind можно скачать здесь. Программа распространяется бесплатно, ее дистрибутив занимает 3,2 Мбайт.

Внимание! Для своей работы программа Free Mind требует установки виртуальной Java машины J2EE версии не ниже 6.0. Скачать дистрибутив этой виртуальной машины можно с сайта Sun: www.sun.com. Программа также распространяется бесплатно, но ее дистрибутив «весит» более 23 Мбайт.

Далее к тексту главы —>

E. Интеллект-карта как инструмент датамайнинга.

E.1. Исторический обзор.

Использование интеллект-карт в датамайнинге, равно как появление самого креативного датамайнинга возникло вследствие изучения функционирования памяти человека. Специализированные упражнения для развития памяти, способы и методы запоминания (такие как конспекты, стенограммы, записи радио- и телевизионных трансляций) возникли относительно давно. Однако упор в них был сделан на запоминание логической и временной структуры информации. А эти способы оказались полностью противоположными процессам, происходящие в нашем мозгу при запоминании информации. В следующем подразделе будет описано противоборство между конспектом и схемой.

E.1.1. Противоборство конспекта и схемы.

Противоборство конспекта и схемы, а точнее - между «классической» и «беспорядочной» записью конспекта возникли уже во время возникновения классического конспекта. Вы, наверное, и сами знаете, что при написании конспектов лекции, при слушании объяснения темы школьным учителем часто в тетрадях наряду со словами рисуются соответствующие рисунки, схемы, поясняющие содержание, а также различные «рожицы», «чертики» и т.п. Этим схемам нет места в классическом конспекте, однако именно они и несут основную информацию для запоминания.

E.1.1.1. Классический конспект.

Классический конспект повторяет логическую и временную последовательность информации. С помощью классического конспекта можно сформировать знания и навыки в исторической последовательности, а также передать информацию «от простого к сложному», «от общего к частному» и наоборот. Таким образом, классический конспект ориентирован на работу левого, «логического» полушария нашего мозга. С его помощью происходит обучение математике, философии, логике, частично физике и химии, и др. точным наукам. Однако при обучении творческим профессиям (актера, художника, фотографа, литератора) одного классического конспекта явно не хватает.

Линейный конспект.

Линейный конспект создается на основе последовательной, хронометражной записи слов учителя, лектора, выступающего оратора и т.п. во время его выступления или объяснения темы. Линейный конспект пишется как книга, и допускает только простое перечисление списков (то есть списков 1., 2., и т.д. по порядку). Никакая вложенность тем, разбиение пункта на подпункты не допускается. Линейный конспект удобен для записи лекции, доказательств теорем, но для целей датамайнинга он не применим.

Иерархический конспект.

Иерархический конспект позволяет во временную и логическую последовательность вставлять дополнительные темы, вводя в конспект различные подпункты. Например, в иерархическом конспекте возможна следующая нумерация пунктов: (1., 1.1., 1.2., 1.2.1., 1.2.2, 2., 3., 3.1. и т.п.). Как видно из примера, число пунктов и подпунктов, их вложенность в другие подпункты не ограничена. Не существует никакого ограничения на максимальную вложенность пунктов. Сами подпункты могут быть связаны с пунктами лишь ассоциативно.

Иерархический конспект идеально походит для целей классического датамайнинга. Разбиение пунктов на подпункты идеально вписывается в условие хранения материалов датамайнинга в соответствующих папках, файлах, конвертах. Количество и вложенность этих папок не ограничена. Подборка информации строго привязана к номеру папки.

Иерархический конспект легко реализовать на компьютере. Иерархия файлов и папок - наглядный пример реализации концепции иерархического представления данных. Более того, собственно конспекты могут храниться в иерархических базах данных. Примером таких баз данных, как уже отмечалось выше, являются Aml Pages и Wjjsoft MyBase. Информацию в этих базах данных можно не только хранить (как это делается в обычных папках), но также создавать, редактировать, осуществлять поиск вхождения нужного текстового фрагмента, преобразовывать в разные форматы, импортировать и экспортировать в текстовые файлы. При этом весь «конспект» будет храниться только в одном файле базы данных.

E.1.1.2. Беспорядочный конспект.

С «беспорядочным» конспектом Вам наверняка приходилось сталкиваться, когда Вы, например, читаете тетрадь «плохо успевающего» ученика, или ведет собственный дневник Ваших мыслей и чувств, или смотрите наброски новой работы художника, фотографа, литератора и т.д. Примеров можно привести множество. Главная отличительная особенность таких конспектов - это отсутствие строгой логической связи между материалами. Вместо логически связанного текста Вы читаете нелепые слова, сокращения, видите цветочки, рожицы, «чертиков», абстрактные фигуры и т.п. Кажется, что в этих записях не больше смысла, чем в музыкальном звукоряде (звуковой гамме). Но так же, как и тренировка на гаммах помогают музыканту лучше играть музыкальные произведения, так и все эти значки, сокращения помогают творческому человеку запомнить сложный логический материал.

Визуализация ритма.

Чтение на лекции длинного текста у хороших лекторов редко бывает монотонным. Любой настоящий лектор привносит даже в текст доказательства теоремы свои эмоции, приводит примеры из своей практики, привносит в текст кое-что из своего жизненного опыта. Тексты лекций по одной теме даже у одного профессора никогда не повторяются, не смотря на то, что профессор читает лекции из года в год. Вследствие этого у читаемого текста появляются своя «мелодия» и свой «ритм». Тот же самый ритм можно наблюдать и при чтении текста научно-популярной литературы. Важно то, что правильно выбранный ритм помогает лучше запоминать монотонный материал. Всевозможные заметки на полях конспекта позволяют «уловить» данный ритм, выразить свои эмоции и свое отношение к тексту, а в результате - лучше его запомнить. По знаком воссоздается ритм текста, по ритму - слова лектора, а, по словам - и сам смысл передаваемого сообщения.

Визуализация структуры.

Любая информация, которая воспринимается нами, имеет свою логическую структуру. Примером такой «скрытой структуры» является, например, нумерованный список перечислений. Или словесная запись алгоритма. Или табличное представление данных. Если такая структура встречается в тексте, она обязательно должна быть выделена из общего массива информации и донесена до читателя. В тексте эта структура выделяется нумерованными и ненумерованными списками. Использование в тексте слов: «во-первых», «во-вторых» и т.п. лучше избегать. При написании текста программы разные ее структурные элементы выделяются смещением текста программы, рисования блок-схем и т.п. Вообще невербальные методы выделения информации (включая текстовые заголовки, отбивки текста и т.п.) более информативны, чем вербальные. Отчасти это подтверждается тем, что программы распознавания текста (так называемые программы OCR) хорошо распознают текст, но практически не воспроизводят форматирование документов.

Визуализация образности.

Как уже отмечалось выше, ритмическая основа и структура текста воздействует не только на левое (логическое и вербальное) полушарие мозга, но также позволяют передавать невербальную информацию (как бы подтекст слов). Примером невербальной информации может служить ритмическое изменение интонации лектора, включение в перечисление фактов примеры из собственной жизни, выделение шрифтом и полями заголовков в статье, умелое использование иллюстраций и графических схем. Все это придает «образность» информации, позволяет включить в ее запоминание правое полушарие мозга (ответственное за пространственное и образное мышление). Согласитесь, что запоминать информацию легче обоими полушариями мозга, чем одним.

Резюме.

Все вышесказанное подводит Вас к тому, чтобы сделать неизбежный вывод - простой линейный конспект не является лучшим средством для запоминания и обработки информации. Вследствие этого в начале XX века для обозначения мыслительных процессов стали использовать термин «гештальт», о котором пойдет речь ниже.

E.1.2. Гештальт.

Гештальт (нем. Gestalt - форма, образ, структура) означает целостность протекающих в мозгу психических процессов, таких как восприятие мира, память и т.п. Это понятие в психологию ввёл Г. фон Эренфельс, считающийся одним из основателей гештальтпсихологии в Германии. Этот термин означает, что все протекающие в сознании процессы, во-первых, целостны, то есть затрагивают все участки мозга (то есть оба его полушария), во-вторых, трехмерны, то есть информация распространяется по участкам мозга самым непредсказуемым путем. Получается, что, запоминая какой-нибудь факт, мы идем не путем линейного конспекта (одномерный процесс), и даже не путем иерархического конспекта или простой диаграммы (двумерный процесс). Нет, мы охватываем предмет с разных сторон, при запоминании у нас возникают наводящие мысли, что даже трехмерного пространства нам становится мало.

Целостное восприятие.

Как практически любой процесс в психической деятельности человека, процесс запоминания и воспроизведения текста (а также любого вида творчества, не только литературного) происходит не в отдельном участке (центре) головного мозга. Этот процесс захватывает целиком весь мозг, вызывая возбуждение одних участков и торможение других. Если бы мы могли наблюдать процесс запоминания в цвете, мы бы увидели, что после возбуждения одних участков мозга, ответственных за восприятие текста (зрительный и речевой центры), происходит процесс «размножения» этого возбуждения, которое переходит на другие участки мозга, все более удаляясь от первичных центров возбуждения. Во время этого процесса происходит обработка сообщения, появление устойчивых ассоциаций в мозгу (в искусственном интеллекте это называется заполнением и упорядочением базы знаний). В том случае, когда нам необходимо воспроизвести запомненное, в процессе «вспоминания» очаги возбуждения пройдут тот же путь, что и при запоминании. Точность воспроизведения зависит как от «точности» прохождения этих участков возбуждения, а объем воспроизведения зависит от того, как много участков мозга было задействовано при запоминании.

Из этого описания ясно, что для лучшего запоминания:

  • необходимо получить больше информации о предмете;
  • при запоминании необходимо использовать одновременно зрительную, слуховую и моторную память;
  • наряду с вербальной (словесной) информацией необходимо получить и запомнить невербальную (не словесную, а образную) информацию;
  • учиться и запоминать информацию лучше всего сразу обоими полушариями мозга. Конкретная реализация этих процессов человек должен подобрать сам;
  • при описании конкретных действий, конкретных предметов необходимо представить, как они могут располагаться в пространстве;
  • при построении схем нужно учитывать радиальное мышление.

Радиальное мышление.

Благодаря тому, что процессы в мозгу целостны и распространяются по всем его областям, становится понятен принцип радиального мышления. Возбуждая разные участки мозга, мы задействуем его «трехмерную» структуру, что позволяет нам создавать ассоциации, казалось бы, с разными понятиями. Эта трехмерная структура входит в противоречие с представлением информации в виде конспекта. У нас могут возникнуть самые разные ассоциации, напрямую не связанные с изучаемым предметом. Например, у автора при произнесении слова «мед» возникают ассоциации не только со словами «сорта меда» (липовый, цветочный, гречишный), что вполне логично, и не только со словом «пчела», что тоже вполне ожидаемо. Кроме этих ассоциаций у автора возникают ассоциации со словом «деревня» (где находятся пасеки), своим дедушкой (он был у меня пчеловодом), а также процессом перекрестного опыления. Как видим, эти ассоциации невозможно записать в классическом конспекте и затруднительно - в двумерной схеме. Получается, что при запоминании ассоциаций с изучаемым предметом от центрального термина расходятся в разные стороны различные сущности, связанные с предметом изучения, на производные от этих дочерних сущностей сущности и так далее. Сущности и ассоциации «расползаются» от центрального предмета. И чем больше таких ассоциаций, тем прочнее запоминается данный предмет или понятие. Так же, как Вы, чтобы запомнить какой-либо механизм, обходите его со всех сторон, трогаете руками и пробуете его в действии, ассоциации с понятием «разбегаются» от него «во все стороны», что позволяет больше узнать о понятии и лучше удержать его в памяти.

Идея Тони Бьюзена.

Рассмотрев все изложенное выше, американец Тони Бьюзен придумал новый способ записи информации - интеллект-карты, которые послужили основой для креативного датамайнинга. Если классический или иерархический конспект плохо подходит для записи и запоминания текста, не способен сам по себе генерировать новые мысли, непригоден для «мозгового штурма», почему бы не разработать новый способ записи информации, избавленный от недостатков конспекта, позволяющий полностью задействовать идею гештальта и радиального мышления, и при этом быть простым в работе и обучении. Сказано - сделано. И вот в руках у бизнесменов, датамайнингистов, людей творческих профессий появился такой инструмент для работы.

E.2. Определение интеллект-карт.

Итак, дадим определение интеллект-карте (англ. Mind Map):

Интеллект-карта – это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея.

В отличие от схемы, блок-схемы, чертежа и рисунка, правила составления интеллект-карты не формализованы и носят только рекомендательный характер.

E.3. Принципы построения интеллект-карт

Прежде, чем описать правила построения и основные законы интеллект-карт, рассмотрим в общем виде основные принципы их построения. В этом разделе мы ограничимся общими словами, и не будем выводить алгоритмы построения интеллект-карт.

Графическое представление информации.

Основное правило построения интеллект-карт гласит:

«Интеллект-карта представляет информацию в графическом виде».

Это является ее главной отличающей от конспекта особенностью интеллект-карт. Вместо того чтобы писать логически связанный текст, в интеллект-картах информация представляется в виде схемы, графа. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками. Те читатели, которые знакомы с принципами программирования, найдут общее между основными принципами построения интеллект-карт и блок-схемами алгоритмов. Это понятно: и те, и другие схемы предназначены для визуализации данных и лучшего их запоминания.

Графическое изображение информации имеет большое преимущество перед конспектом в том, что информацию можно располагать и комбинировать в любых формах, не привязываясь к логической последовательности и без опасения сделать текст конспекта бессмысленным.

Использование пиктограмм.

Второй важной особенностью интеллект-карт является широкое использование в них различных пиктограмм. С пиктограммами «смайликами» Вы уже, наверно, знакомы - они часто встречаются в Интернет-чатах и дискуссионных листах. Для многих использование смайликов в тексте выглядит неуместным. И правда - они отвлекают от чтения текста. Но, фактически, смайлики здесь - единственный элемент, позволяющий выразить эмоции и отношение автора к написанному им же тексту.

Там, где применение пиктограмм может быть неуместным, в других ситуациях их применение может быть обязательным. Использование пиктограмм в интеллект-картах является обязательным. В этих картах пиктограммами могут быть не только «смайлики» и «сердечки», но и другие, более сложные знаки (автомобили, автозаправочные колонки, открытые книги и т.п.), позволяющие невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов. Совместно со стрелками разных цветов пиктограммы образуют гештальт, предназначенный для восприятия, представления и воспроизведения информации.

Активное использование цвета (на менее трех цветов).

При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех цветов). Цвет - это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно! Самое простое использование цвета - это рисование центрального образа и ветвей, исходящих из него, одним цветом, цвета ветвей подпунктов выделяются одним цветом, а надписи над ними - третьим цветом. На самом же деле цвет должен использоваться более эффективно: для особо важных вопросов желательно выделять ветви теплыми цветами (красный, оранжевый, желтый, светло-зеленый), а надписи над ними делать ахроматическими (черный и серый). Для остальных элементов можно делать ветви ахроматическими, а надписи над ними - холодными цветами. Также можно сочетать холодные и теплые цвета.

Использование многомерных объектов.

Не смотря на то, что интеллект-карта чертиться на листе ватмана или на экране компьютера, входящие в нее узлы и ветви по изначальной сути многомерны. Лист – это просто проекция всего дерева интеллект-карты на плоскость бумаги, при этом само дерево может расти в нескольких измерениях. Перечислим измерения интеллект-карт:

  1. Два измерения – ширина и высота бумаги. Это классический двумерный объект – бумажный лист;
  2. Третье измерение – цвет деревьев. При широком использовании цвета можно достичь «выхода в третье измерение» листа. Не случайно Тони Бьюзен рекомендуют использовать для построения карты не менее трех цветов, и чем больше цветов, тем больше дерево «прорастает» в другое измерение. Самое простое использование цвета (хотя и не самое оптимальное) – это выделение каждого нового уровня новым цветом. Примечание: при раскраске интеллект-карты помните о сочетаемости цветов. Правильно раскрашенная интеллект-карта не «утомляет», а, наоборот, «заводит» читателя.
  3. Четвертое измерение – размер, начертание и цвет узлов. Этим элементом нужно пользоваться еще более осторожно, чем цветом – неправильное выделение узлов может легко «разрушить» композицию схемы. Но при правильном использовании этих элементов возрастает эмфаза (концентрация на основных центрах) карты.
  4. Пятое измерение – пиктограммы и смайлики. Их широкое использование может оживить даже самую «безнадежную» (с точки зрения композиции) карту.
  5. К остальным измерениям можно отнести форму и рисунок стрелок, выделение цветом не только самих узлов и ветвей, но и цвета текста, фонового цвета, штриховки и т.п.

Таким образом, мы выяснили, что реальное «число пространственных измерений» интеллект карты превышает число пять, и в число этих измерений не входит время! Конечно же, работать с таким числом пространственных измерений не привычно, и для многих даже невозможно. Но попробовать надо!

Нелинейное размещение фактографии.

Кроме центрального элемента, основным принципом построения интеллект-карт является их принципиально нелинейное построение. От центрального образа стрелки могут идти куда угодно, не ограничиваясь ни своим размером, ни положением на рабочем столе (листе ватмана, экране дисплея и т.п.). Единственные ограничение на эту нелинейность - это логические связи и ассоциации.

Приоритет ассоциаций над временем.

Основой классического конспекта является приоритет логической и временной последовательности над ассоциациями. Информация излагается последовательно, от одного пункта к другому, без пропусков или повторов. Совсем иная картина получается при составлении интеллект-карт. В них превалирует ассоциативная последовательность. Основные пункты в интеллект-картах представляют собой ветви дерева, которые группируются не по времени, а по легкости запоминания. В них также можно объединять связью ячейки, расположенные в разных узлах графика интеллект-карт.

E.4. Отличие интеллект-карты от простой схемы (flow chart).

Основное отличие интеллект-карты от простых графиков (организационных диаграмм, блок-схем программ, просто ориентированных графов) состоит в следующем:

Наличие центрального объекта.

У любой интеллект-карты, не зависимо ни от чего, начальный объект расположен в центре рабочего стола. В отличие от них начальный объект обычной диаграммы и блок-схемы располагается вверху (центральной части верхнего поля) рабочего стола. Начальный элемент ориентированного графа вообще не фиксируется.

Ветви формируют связную узловую систему.

Интеллект-карты образуют не простую цепочку последовательных блоков (как это имеет место в обычных графиках), а образуют узловую структуру, где каждый узел - центральный пункт новой системы ассоциаций. Таким образом, интеллект-карта - не просто растущий из начального центрального элемента куст дерева, а как бы растущий из корневища новый куст малины.

Примечание: садоводам не надо объяснять, как растет малина. Из посаженного однажды куста во все стороны от него начинают прорастать корневища. В некоторых местах это корневище выходит на поверхность, и на этом месте вновь появляется куст малины. От него также начинают во все стороны расти корневища, и процесс продолжается. Рисование интеллект-карт больше похоже на разрастание малины из корневищ, а не рост обычного дерева из корня, как это имеет место при построении flow chart.

E.5. Преимущества интеллект-карт.

Преимущества построения интеллект карт следующие:

Экономия 50% времени на конспект

При написании классического конспекта большая часть времени уходит на построение логической и временной последовательности фактов. Но информация на лекции, на совещаниях и при мозговом штурме этой временной последовательности обычно не наблюдается. Если сразу «рисовать» информацию в виде интеллект-карты, а потом, разворачивая ее в конспект, то можно сэкономить до 50% времени, потраченной на первичное написание и расшифровку уже написанного конспекта.

Концентрация информации на важных моментах.

Каждый новый узел интеллект-карты, особенно если он выделен цветом и пиктограммами, представляет собой новый «центральный элемент», новый центр ассоциации. Происходит так называемая эмфаза (концентрация на центре композиции), помогающая запоминанию.

Визуально четкие ассоциации

Интеллект-карты позволяют «пространственно» соотносить различные понятия и термины. У человека возникают стойкие ассоциации между терминами, формируется связанная система понятий, развернутая система выводов (по дедуктивному и индуктивному методу). Также при построении карт можно заметить «схожесть» (гомологию) деревьев понятий для самых разных, не пересекающихся отраслей знаний.

Улучшение запоминания.

Процесс запоминания понятий с помощью интеллект-карт улучшается по нескольким причинам:

  1. Интеллект-карта строит четкую систему связей и ассоциаций, напоминающих работу нашего мозга;
  2. Помимо абстрактно-логического мышления, присущее левому полушарию мозга, при построении интеллект-карты работает пространственное и образное миропонимание, за которое ответственно правое полушарие мозга.
  3. Правильное, как логическое, так и эстетическое построение материала, вызывает его лучшее запоминание.
  4. Красивая интеллект-карта вызывает больше положительных эмоций, благотворно влияющих на нашу долговременную память.

Они стимулируют эвристику и креативность

Это один из спорных моментов теории Тони Бьюзена. В принципе, глубокая проработка ассоциаций, анализ схожести интеллект-карт в различных областях человеческой жизни, работа обоими полушариями мозга и выход «за два измерения» при умственной работе, конечно же, стимулируют творческие способности человека. Использование интеллект-карт поощряется при «мозговом штурме», при анализе сложной вербальной информации, перед написанием плана и тезисов литературного произведения, перед планированием трудовой деятельности, при проведении SWAT-анализа при составлении бизнес-плана и т.п. Именно в этих областях творческая отдача от интеллект-карт максимальная.

Однако интеллект-карты не стоит применять для написания литературных высокохудожественных произведений, в качестве наброска для художественной деятельности, в других работах, где правое полушарие превалирует, а не дополняет левое полушарие головного мозга. Также интеллект-карта принципиально не способна помочь человеку, лишенного творческого способа мышления. Кроме того, построение интеллект-карты по готовому конспекту не дает улучшение его запоминания и воспроизведения – простое заучивание даст больший результат. Однако построение конспекта по интеллект-карте может привести Вас неожиданно к появлению новых идей.

E.6. Свойства интеллект-карт.

Интеллект-карты имеют свои особенности, отличающие их от других графических схем. В качестве отличительных свойств интеллект-карт можно назвать следующие свойства:

  • графичность интеллект-карты;
  • наличие центрального образа в карте.

E.6.1. Графичность интеллект-карты.

Графичность интеллект-карты заключается в том, что внешний вид, отображение взаимосвязей между объектами, наличие цветового и шрифтового выделения в интеллект-карте превалирует над словесной и временной последовательностью. Графическое представление мыслей – обязательное условие составление интеллект-карт. Рассмотрим основные моменты «графического наполнения» интеллект-карт.

E.6.1.1. Графические образы на карте.

В качестве зрительных, графических образов в узлах интеллект карты можно выделить использование смайликов, объемного изображения элементов и варьирование размером элементов (смайликов, шрифтов и т.п.). Каждый из этих графических образов имеет свое предназначение, о котором будет рассказано в данном вложении.

Рисование смайликов для настроения.

Смайлики, впервые появившись при общении в Интернете, плавно перекочевали и в другие области человеческой деятельности, в том числе и интеллект-карты. Основное предназначение смайликов – передавать эмоции, настроение, отношение автору к написанному, которое невозможно передать с помощью текста. Часть из этих смайликов приведена здесь:

    :-) – означает «я рад», «смеюсь», «хорошее настроение», «издевка» и т.п.

    ;-) – означает «подмигиваю», «издевка» и т.п.

    :-( – означает «я огорчен», «расстроен», «неприятное известие», «мне жаль»;

    (!) – означает «важно», «нужно отметить», «уделить внимание» и т.п.;

    (?) – означает «необходимо уточнить», «выяснить» и т.п.

Использование смайликов позволяет, во-первых, сделать документ более «живым», эстетичным, во-вторых, передать информацию, отсутствующую в «текстовом» представлении, в-третьих, выразить свои чувства и отношение к документу уже на стадии подготовки интеллект-карты.

Объемное изображение.

Второй важный момент при составлении интеллект-карт – это не просто графическое представление информации, а ее передача в объеме. Это значит, что нужно рисовать не просто смайлики, не просто стрелки, а делать их объемными средствами редактора интеллект-карт. Узлы и стрелки на интеллект-карте должны как минимум иметь тень и т.п. Это придаст эстетическую привлекательность тексту, а значит – лучше понять и запомнить информацию на интеллект-карте.

Варьирование размеров.

В зависимости от важности узла по отношению к другим узлам интеллект-карты, по значимости мысли и связанного с ним узла, его «вклада» в совокупность идей интеллект-карты, его следует выделять не только цветом и «смайликами», но и гарнитурой, размером и начертанием литер в подписях к узлам. Общее правило такое:

  • чем больше значимость данной мысли, тем шрифтом с более крупным кеглем надо оформлять подписи к узлам;
  • наиболее знаковые, «узловые», порождающие больше ветвей узлы карты необходимо выделять «полужирным» начертанием или «жирной» гарнитурой;
  • пункты интеллект-карты, к которым необходимо привлечь внимание, можно дополнительно выделять «курсивным» начертанием;
  • однако использовать в интеллект-карте более четырех шрифтов (гарнитура + кегль + начертание) не желательно, потому что они «нарушают композицию» интеллект-карт;
  • выделять размерами можно не только узлы интеллект-карты, но и стрелки, связывающие эти узлы в ветви, и сами ветви интеллект-карт.

E.6.1.2. Работа минимум с тремя цветами.

Как уже отмечалось выше, интеллект-карты должны рисоваться не менее чем тремя цветами. Это позволяет:

    во-первых, выйти «в третье измерение» при рисовании интеллект-карт;

    во-вторых, привлечь внимание к каким-либо отдельным направлениям (ветвям) при рисовании интеллект-карт. Выделение некоторых «направлений мысли» (в виде совокупности «узлов» и ветвей) отдельными цветами позволяет намного повысить выразительность дерева и улучшить его запоминание;

    в-третьих, улучшить композиционную выразительность дерева интеллект-карты. При этом необходимо помнить, что использование большого количества цветов, равно как и бессистемного их применения нарушает композицию интеллект-карты, а, следовательно – внешний вид и удобочитаемость карты.

В принципе, если позволяет карта, нужно использовать как можно большее количество цветов. Идеальное сочетание – на каждую крупную мысль, на каждую ветвь интеллект-карты необходимо заводить отдельный цвет. Оттенки цветов лучше чередовать: теплый цвет, холодный цвет, ахроматический цвет. При выборе цветов карты необходимо выбирать триады, тетрады и т.п., как и при выборе цветов на веб-странице.

E.6.1.3. Использование стрелок.

Как Вам уже, наверное, известно, интеллект-карта представляет собой ориентированный граф (схему, на которой «узлы» связаны между собой в «ветви» направленными «стрелками»). Этот граф обязательно должен содержать «стрелки» с направлениями, и чем красивее оформлены эти стрелки, тем более привлекательным выглядит интеллект-карта.

Существует два подхода к рисованию «стрелок» в программах построения интеллект-карт. В программах типа “Concept Draw Mind Map” придается большое значение оформлению карт. В этих программах можно выбирать «стили оформления» стрелок и пунктов, свободно перемещать их по рабочему пространству листа. В других же программах (типа “FreeMind”) приоритет делается на логическую организацию интеллект-карт, оформлению придается меньшее значение. Так, в программе FreeMind невозможно менять размер и положение узлов, а направляющие «стрелки» не имеют на конце окончаний.

Но почти все программы позволяют менять толщину и цвет соединяющих линий-«стрелок». Это в какой-то степени заменяет в этих программах такой элемент оформления, как «темы» стрелок.

E.6.1.4. Ключевые слова над линиями.

Особенностью интеллект карт является то, что поясняющие надписи в них расположены не только «в узловых точках», как это в основном происходит в программах Flow Chart, но преимущественно на стрелках, соединяющих эти узлы между собой. Эти ключевые слова позволяют прояснить «направление», в котором движется та или иная стрелка. В программе FreeMind вообще не делается различия между узлами и стрелками – текст пишется «на концах стрелок». В этой программе каждая «стрелка» заканчивается плоским «плато», на котором расположен поясняющий текст.

E.6.2. Наличие центрального образа.

Важной особенностью интеллект-карт является «концентрация на центральной части» мысли. Новые мысли, высказывания, термины группируются из одного центрального образа, как бы «отпочковываясь» от него. В то же время каждая «почка» становится центром следующей ассоциации.

E.6.2.1. Эмфаза.

Важное значение при рисовании интеллект-карт несет в себе так называемая эмфаза. Эмфаза – это некоторый (зрительный) образ, совокупность логических выводов и чувственных переживаний, концентрированная вокруг центральной фигуры и позволяющая лучше запомнить содержимое карты. Эмфаза – это «мост» между логическим и пространственным восприятием карты, «мост», заставляющий работать над восприятием карты сразу оба полушария головного мозга. Эмфаза создает настроение интеллект-карты, преобразует «сухие» рассуждения в чувства. Без эмфазы запоминание карты станет намного сложнее.

E.6.2.2. Каждое слово – центр новой ассоциации.

Как уже говорилось, карта строится на основании мыслей, происходящих из центрального образа. Новые мысли создают новые узлы, объединенные с центральным узлом стрелками. При этом важно, что каждый новый узел является «точкой», от которой начинается новое ветвление узлов и стрелок. Поэтому важно отметить, что:

Каждый новый узел на карте – центр новой ассоциации, от которого далее растут узлы.

Иначе говоря, каждый узел как бы порождает «новую» интеллект-карту, вместе со всеми ее зависимостями, свойствами, эмфазой и т.п.

E.6.2.3. Вся карта – это набор ветвей.

Основные темы и идеи расходятся от центра в виде ветвей.

Как уже отмечалось, любая интеллект-карта начинается с центрального образа. От этого образа расходится во все стороны система стрелок – «ветвей», которые ведут к основным мыслям и терминам, ассоциированных с центральным образом. При этом «центральный образ» расположен, как правило, в центре листа, а ветви расходятся равномерно во все стороны. Важность мысли или ассоциации выделяется размером «ветви» (например, толщиной линий, соединяющих узлы).

Ветви образуют связанную узловую структуру.

Интеллект-карта представляет собой набор узлов и стрелок – «ветвей», которые прорастают из одного центра. От других, дочерних узлов также прорастают новые ветви и т.п. Таким образом, интеллект-карта образует связанную узловую структуру. При этом ветви расходятся во все стороны и никогда не сходятся в одну точку.

Одно ключевое слово на каждую линию.

Важное замечание, касающееся построения интеллект карт, гласит: на каждую мысль, понятие, ассоциацию (то есть на каждое ключевое слово) должна быть только одна ветвь! Нельзя делать «несколько одинаковых сущностей» на одной карте. Это значит, что каждое ключевое слово должно появиться на интеллект-карте только один раз. Недопустимо «закольцовывать» ключевые слова на интеллект-карте. Если необходимо «связать» стрелками несколько понятий с одним, это необходимо делать отдельными стрелками. И все равно следует избегать такого «объединения» ветвей, хотя для большинства других графов такая ситуация типична.

E.6.3. Дополнительно об интеллект-картах

Кодирование, изобретение аббревиатур.

При рисовании интеллект-карт вместо длинного поясняющего текста старайтесь чаще использовать сокращения и аббревиатуры. Это необходимо не только для экономии места. Наука психология утверждает, что человек в лучше запоминает короткие, необычные, привлекающие внимание слова, чем длинные мысли. При запоминании длинных мыслей возможно искажение смысла, что не бывает при запоминании аббревиатур. Также учтите, что аббревиатуру и сокращение легче записать и легче запомнить, что ускоряет составление интеллект карт.

При составлении интеллект-карт используйте как уже известные и употребительные сокращения, так и созданные, изобретенные самими. Но, при «развороте» интеллект-карты в конспект, старайтесь использовать только общеупотребительные сокращения.

Ограничение блоков важной информации.

Некоторые ветви и группы ветвей могут нести особо важную для проекта информацию. Для их выделения используйте блоки выделения. Эти блоки могут быть, например, цветным фоном, на котором расположены ветви, могут быть рамками, ограничивающие узлы и стрелки, а могут быть плашками и выворотками. Конкретный вид блока выделения определяете Вы сами.

Номерная последовательность мыслей.

После построения интеллект карты, отрисовкой ее ветвей и узлов, их окраски и форматирования, желательно пронумеровать нарисованные Вами узлы сквозной или иерархической нумерацией. Это поможет Вам при «развороте» карты в конспект или в произведение (если вы создаете новую работу). Помните! Интеллект-карта, как бы красиво она не была оформлена, всего лишь инструмент для написания конспекта, документа или произведения, но никак не заменяет его! Поэтому степень «детализации» интеллект-карты Вы определяйте сами.

=== *** === *** ===

Все вышесказанное говорит о преимуществах использования интеллект-карт в жизни. Однако решение, использовать интеллект-карты или нет, все равно остается за Вами. Однако если Вы решили не пользоваться интеллект-карты, Вы не сможете полностью раскрыть свой потенциал в креативной области. Более того, в HR-агентствах крупных зарубежных корпораций происходит «выбраковка» персонала, не умеющих хотя бы читать интеллект-карты. Все это говорит о силе и большом потенциале в датамайнинге такого мощного инструмента, как интеллект-карта.

Удачи Вам в использовании интеллект-карт!

 

Назад...   К содержанию выпуска   Далее...

 

Версия сайта 1.1.1 beta
от 20 июня 2011 г.

Гостевая книга Обсуждение датамайнинга в блоге. Отправить E-mail Автору проекта.

Hosted by uCoz