dt= Фотоматериалы 0 Organization:Home (YD) Summary:В разделе описываются общие вопросы, касающиеся фотографических материалов и ПЗС-матриц. Н01-02 Ф О Т О Г Р А Ф И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы Содержание Введение A. Строение фотографических материалов B. Виды фотоматериалов C. Светочувствительность D. Контрастность E. Зернистость и разрешающая способность F. Цветочувствительность G. Фотографическая вуаль H. Присутствующие на рынке фотоматериалы H.1. Фотопленки H.2. Фотобумаги H.3. ПЗС-матрицы H.4. Правила хранения фотоматериалов Приложения: APP1. Почему CMYK-палитра? APP2. Ореолы APP3. Фотографические материалы и фотографическая широта. Динамический диапазон Date:04.09.2004. Sender:Юрий А. Денисов Subject:Приложение 1. Почему же все-таки CMYK-палитра? Keywords:CMYK, RGB, производные палитры, аналоговый, цифровой фотопроцессы Summary:В приложении описывается, почему в цветной фотографии выбрана CMYK, а в цифровой фотографии -- RGB- палитра. Ф О Т О Г Р А Ф И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы APP1. Почему CMYK-палитра? Почему же в аналоговой фотографии используют именно CMYK-палитру, а не прогрессивную и передающую больше цветов RGB-палитру? Это объясняется следующими технологическими причинами: 1. Под действием света в фотоэмульсии появляется серебро, придающий изображению черный цвет. Избыток черного цвета исказил бы RGB-, но не CMYK-палитру. В CMYK палитре серебро играет роль черного (Key) цвета. Цветопередача остается правильной. 2. Позитивный процесс в цветной фотографии очень дорог и сложен, и его заменила фотопечать. При цветной печати стандартом "де факто" является CMYK-палитра. Ее и взяли для формирования изображения в цветной негативной пленке. Кроме CMYK-палитры, фирмой Fuji запатентована пленка с четырьмя слоями: Cyan, Light cyan, Magento, Yellow (так называемая CcMYK-палитра). Эта палитра позволяет передавать большее число цветовых оттенков, чем обычная трехслойная фотопленка с CMYK-палитрой. Однако при обычной фотопечати пленки Fuji-film на обычную фотобумагу значительного повышения цветового содержания не наблюдается. Это и понятно -- при печати CcMYK палитра привозится к CMYK-палитре с потерей цветового содержания. Эту пленку лучше всего использовать, например, при сканировании негативов, или при изготовлении позитивных слайдов. В этих процессах "обрезания" цветов не будет, и все качества нового слоя проявятся в полной силе. Следует также отметить, что в цифровых камерах применяются: 1. На выходе -- только RGB-палитра; 2. На выходе -- RGGB- или RGTB-палитра. RGB (Red, Green, Blue) палитра передает максимальное количество цветовых оттенков, которое может различить глаз. Ведь в глазе человека за восприятие цвета ответственны три рецептора-колбочки, чувствительные к красному, синему и зеленому свету. Но общая цветочувствительность глаза неравномерна -- наибольшая чувствительность глаза наблюдается на частоте 550 нм (что соответствует зеленому цвету). Вследствие этого часть оттенков красного и синего цвета для глаза не доступны, и, наоборот, в RGB-палитре часть желтых и зеленых оттенков "теряются" для глаза. Чтобы компенсировать этот эффект, а также для упрощения ПЗС-матрицы в цифровых матрицах, применяют RGGB (Red, double Green, Blue) или RGTB (Red, Green, Teal, Blue) палитры. В них дополнительно введены либо второй зеленый сенсор, либо сенсор цвета морской волны. При этом чувствительность цифровой фотокамеры к зеленому цвету увеличивается. 5P9i0s8y19Z dt=Text Введение 1 Фотографические материалы -- это светочувствительные материалы, предназначенные для получения фотоизображений. К ним относят: фотопластинки, фотопленки, ПЗС-матрицы и фотобумаги. Они характеризуются определенными свойствами. Без знания этих свойств правильный выбор и применение фотоматериалов не возможно. Все фотографические материалы можно классифицировать по следующим свойствам: 1. Материалы, содержащие светочувствительный слой. К ним относят различные фотопленки, фотопластинки, фотобумаги, а также ПЗС-матрицы. Они характеризуются тем, что способны сами формировать изображение под действием луча света. Их далее можно классифицировать на цветные (способные передавать цвет) и черно-белые (способные передавать только освещенность). 2. Вспомогательные материалы, которые сами не способны воспринимать свет. Изображение на них воспроизводится путем типографской или специальной печати красящими веществами. Это, скорее, уже типографский, а не фотографический процесс, однако процесс восприятия изображения для обоих материалов одинаков. К вспомогательным материалам можно отнести специальную бумагу с покрытием для типографской печати фотографий, прозрачные пленки, термобумагу, термические чернила и т.п. Далее будет в основном рассмотрен первый тип материалов, общие же черты для обоих типов материалов будут оговариваться отдельно. 5P9i0s8y19Z dt=Text A. Строение фотографических материалов 1 Содержание A.1. Строение черно-белой фотопленки A.2. Строение черно-белых пластинок A.3. Строение цветной фотопленки A.4. Строение фотобумаги A.5. Строение вспомогательных материалов A.6. Виды ПЗС-матриц 5P9i0s8y19Z dt=Text A.1. Строение черно-белой фотопленки 2 Любой фотографический материал состоит из светочувствительного слоя и подложки. В качестве подложки (или основы) для фотографической пленки используется целлулоид. Основа фото- и кинопленки должна удовлетворять следующим требованиям: * быть вполне прозрачной; * прочно держать на себе светочувствительный слой и не реагировать с ним химически; * быть эластичной и прочной; * долгое время не терять этих свойств; * быть стойкой в воде и химически нейтральной в фотографических растворах; * быть безопасной в пожарном отношении; С начала XX века и до сих пор в качестве основы кинопленки (и, как ее разновидность, фотопленки) применяются: * нитроцеллюлоза; * ацетатцеллюлоза; * триацетатцеллюлоза; Нитроцеллюлоза, будучи прекрасной основой фотопленки, обладает, однако, одним недостатком -- она легко воспламеняется. Воспламенение нитроцеллюлозной пленки может произойти от ее соприкосновения с огнем или ее нагрева более 100 градусов Цельсия. Горение протекает интенсивно, с большим выделением газов и даже возможен взрыв (особенно в закрытых помещениях). Также горящая нитроцеллюлозная пленка легко поджигает другие предметы. Нитроцеллюлоза использовалась как основа 35-мм кинопленок (и соответствующих фотопленок) до начала 70-х годов XX века, поэтому, пользуясь подобной архивной пленкой, помните, что она представляет большую опасность в пожарном отношении. Пленки, произведенные после 1970 года, изготовлялись из ацетатцеллюлозы или триацетатцеллюлозы и полностью безопасны в пожарном отношении. Механические свойства ацетатцеллюлозной пленки: прочность на разрыв, эластичность, -- ниже, чем у нитроцеллюлозной, но оптические свойства полностью аналогичны. Что касается триацетатцеллюлозной пленки, то по своим механическим и оптическим свойствам она аналогична нитроцеллюлозной, но устойчива к возгоранию (как и ацетатцеллюлозная пленка). Таким образом, триацетатцеллюлозная пленка толщиной 0,12-0,18 мм -- идеальная основа для фото- и кинопленок, и все современные пленки имеют основу именно триацетатцеллюлозную. Рис. A.01. Строение чёрно-белой фотоплёнки под микроскопом Основа кинопленки является носителем светочувствительного эмульсионного слоя. Эмульсионный слой фотопленки состоит из фотографической желатины, в которую включены микрокристаллы светочувствительного бромистого серебра (и незначительные примеси йодистого серебра). Размеры этих кристаллов очень малы: от 0,1 до 1.0 мкм. Кристаллы расположены во взвешенном состоянии по всей толщине эмульсионного слоя. Обычно на черно-белой пленке находится не один, а несколько эмульсионных слоев, общая толщина которых -- 20 - 30 мкм (0,02 - 0,03 мм). В каждом слое присутствует 20 - 40 слоев микрокристаллов бромистого серебра. Общее количество кристаллов в фотопленке огромно. Именно этим и объясняется точность передачи даже значительно уменьшенного объективом изображения. Для улучшения фотографических свойств некоторые негативные сорта пленок имеют два эмульсионных слоя: нижний -- менее светочувствительный и менее зернистый, и верхний -- более светочувствительный, но и более крупнозернистый. Зерно представляет собой один кристалл бромистого серебра. Общее правило: чем чувствительней пленка, тем крупнее зерно. Для прочного склеивания эмульсионного слоя с основой на нее наносят желатиновый подслой толщиной 0,001 мм (1 мкм.) Такой же слой наносится на негативную черно-белую пленку сверху на эмульсионные слои. Этот слой играет роль защитного лака, защищающего эмульсию от внешних воздействий. Во избежание свертки пленок в сторону эмульсии, а также для предупреждения возникновения электрических разрядов (искр) статического электричества при свертке ее в рулон (или на катушку) на обратную сторону целлулоидной подложки наносят еще один, противоразрядный слой. Он также играет роль противоореольного слоя. Противоореольный слой препятствует образованию забитых светом участков фотографического изображения, поглощая отраженный в пленке свет. Поэтому этот слой окрашивается специальным красителем, обесцвечивающимся в процессе фиксирования. Именно поэтому неэкспонированная пленка цветная и непрозрачная. 5P9i0s8y19Z dt=Text A.2. Строение черно-белых пластинок 2 Основой фотографической пластинки служит специальное стекло толщиной 5 мм. Это стекло должно удовлетворять следующим требованиям: * прочно удерживать на себе эмульсионный слой; * быть прозрачным и оптически однородным; * иметь достаточную прочность; * не взаимодействовать с фотографическими растворами. Сверху на основу (стекло) наносится один эмульсионный слой толщиной 0,015 -- 0,018 мм (15-18 мкм). Поскольку сцепление эмульсии со стеклом выше, чем с пленкой, а сама основа прочнее, надобность в верхнем защитном и нижнем буферном слоях отпадает. Однако необходимость в противоореольном слое на обратной стороне пластинки остается, и он присутствует на пластинке. Этот слой обесцвечивается при фиксации. 5P9i0s8y19Z dt=Text A.3. Строение цветной фотопленки 2 Рис. A.02. Строение цветной фотоплёнки a) неэкспонированной, b) проявленной Эмульсионный слой кинопленки состоит из фотографической желатины, в которую включены микрокристаллы светочувствительного бромистого серебра (содержащие в виде примеси небольшое количество йодистого серебра), а также оптические сенсибилизаторы и красящие вещества. Размеры кристаллов солей серебра малы -- 0,1 - 1 мкм. Кристаллы расположены во взвешенном состоянии хаотически по всей толщине эмульсионного слоя. Под действием света в галоидных слоях серебра происходит химическая реакция, в процессе которой из них выделяются кристаллы серебра. После проявления кристаллы серебра "отделяются" от своих солей, одновременно образовывая свои собственные кристаллы. В процессе цветного проявления красящие вещества взаимодействуют с проявителем, образовывая цветные слои. При этом кристаллы серебра являются катализатором этого процесса: там, где кристаллы серебра отсутствуют, цветные пятна не образуются. После образования цветного изображения пленку подвергают "отбелке" -- удалению из эмульсии кристаллов серебра. Как уже отмечалось выше, полученное цветное изображение на цветной пленке не является зернистым, поскольку в пленке отсутствуют кристаллы серебра. Однако, в процессе получения цветного изображения, кристаллы серебра участвовали в создании изображения, поэтому разрешающая способность цветной пленки не может быть больше (а на практике она немного меньше), чем черно-белой пленки. Качество изображения на кинопленке зависит от технологии, используемой при изготовлении кинопленки фирмой-производителем. Но есть общие правила: * Чем больше светочувствительность слоев пленки, тем выше зернистость и ниже ее разрешающая способность, * Чем выше светочувствительность пленки, тем сложнее регулируется "баланс" цветов и тем сильнее "вуаль". Также при этом пленка меньше хранится и быстрее утрачивает свои качества. * Качественная передача цветов зависит от качества фильтров и сенсибилизаторов. В связи с этим автор советует следовать рекомендациям изготовителей пленки на условия съемки, проявки пленки и печати фотографий. Желательно весь процесс проводить на оборудовании и с материалами одного производителя. 5P9i0s8y19Z dt=Text A.4. Строение фотобумаги 2 Основой фотобумаги является, конечно же сама бумага. Однако бумага может быть не любая, а удовлетворять следующим требованиям: * иметь белизну не ниже 95%; * прочно удерживать на себе фотографическую желатину (светочувствительный слой); * не менять свои свойства в фотографических растворах; * длительно сохранять свои свойства при хранении отпечатков. Светочувствительный слой на фотобумаге имеет толщину в 0.012 - 0.015 мм (12 - 15 мкм.) В нем расположены кристаллы бромистого серебра. В отличие от фотопленок и фотопластинок к светочувствительному слою фотобумаги предъявляются низкие требования к цветовому восприятию, но повышенные -- к динамическому диапазону, передаваемому контрасту (имеется контрастная, нормальная и мягкая бумага) и к отсутствию фотографической вуали (потемнения) на слое. Пониженные требования к цветопередаче на черно-белых позитивных фотобумагах объясняется тем, что они экспонируются источником света одинаковой яркости и цветового спектра, а чувствительность фотобумаги к красным лучам спектра вообще не желательна, так как мешает просмотру и кадрированию снимка в фотоувеличителе. Следует отметить, что светочувствительный слой есть только на черно-белой позитивной фотобумаге, и отсутствует на цветной фотобумаге. Цветная печать фотографий осуществляется нанесением краски на специальную бумагу, не имеющую светочувствительного слоя. Это помогает избежать множество сложностей, связанных с цветным позитивным процессом. 5P9i0s8y19Z dt=Text A.5. Строение вспомогательных материалов 2 К вспомогательным материалам, не содержащих светочувствительного слоя, относят: * глянцевую и матовую бумагу с покрытием для печати на лазерном принтере; * глянцевую и матовую бумагу с покрытием для печати на струйном принтере; * глянцевую и матовую бумагу с покрытием для печати универсальную; * глянцевую и матовую бумагу с покрытием для печати на сублимационном принтере; * прозрачную пленку для печати на лазерных, струйных принтерах и универсальную. Отличия между ними следующие: * пленка и бумага для лазерных принтеров устойчивы к нагреву в этих устройствах, под действием температуры размягчаются и легко "впитывают" красящий тонер; * пленка и бумага для струйных принтеров имеют гладкую поверхность, хорошо впитывающая жидкие чернила, препятствуют их растеканию на бумаге, повышают водостойкость изображения для неводостойких чернил; * универсальная пленка и бумага предназначена для использования в обоих типах принтеров. Соответственно, она обладает несколько худшими эксплуатационными свойствами; * бумага для сублимационной печати позволяет получать изображения фотографического качества на специальных сублимационных принтерах. Она обычно продается в комплекте с чернилами. Глянцевая бумага имеет блестящее покрытие, которое придает бумаге сочный и яркий блеск. Обратная сторона глянцевых отпечатков -- это необходимость использовать после печати специального прибора -- глянцевателя, а также меньшие сроки хранения по сравнению с матовой. Матовая бумага имеет ровное, белое, не блестящее (т.е. матовое) покрытие, напоминающее обычный лист бумаги. На некоторых бумагах присутствует рисунок (так называемое тиснение). Изображение на матовой бумаге легко печатается, на требуется глянцеватель, имеет долгий срок хранения. Недостатки матовой печати -- менее интересный вид и сложность сканирования напечатанных изображений с матовой бумаги (особенно на бумаге с тиснением). Назначение этих вспомогательных материалов -- перенос растрового изображения (полученного с компьютера, со сканера и т.п.) с помощью существующих печатающих устройств на свою поверхность. Эти материалы должны удовлетворять следующим свойствам: * правильно передавать цветовые оттенки исходного изображения; * быть прочной основой для распечатываемого изображения; * прочно удерживать на себе краску, которой нанесено изображение, не допускать разводов, растекания краски, быть водостойкой; * быть устойчивой к агрессивным факторам окружающей среды, устойчивой к загрязнениям; * не терять своих эксплуатационных качеств со временем: не терять прочности, не трескаться, для бумаги -- не менять цвета, для пленки -- не терять прозрачности при хранении. Эти требования к вспомогательным материалам очевидны, но их сложно достигнуть на практике. Особенно сложно реализовать первое требование: бумаги различаются по цвету, белизне, покрытие бумаги и пленки по разному взаимодействует с фирменными красителями. Особенно эта проблема актуальная для универсальных пленок. Многие производители оборудования для печати фотографий гарантируют правильную передачу цветов только при использовании определенных красок (вернее, картриджей с краской или тонером) и бумаги, продаваемых ими в комплекте. Поэтому, если Вы не опытный художник и не имеете средств для лабораторной проверки сочетаемости бумаги и краски, для вас существуют два варианта: * либо Вы покупаете комплект бумага плюс краска для своего принтера и печатаете до полного расхода комплекта; * либо Вы полагаетесь на настройки печатающих устройств по-умолчанию, заранее соглашаясь на то, что в результате печати с некоторой небольшой долей вероятности может возникнуть брак. Как Вы, наверное, уже поняли из сказанного выше, использовать для вывода фотографий универсальную, а тем более обычную бумагу не желательно. Однако все печатающие устройства по-умолчанию настроены на работу именно с универсальными носителями. Поэтому качество выведенных фотографий на универсальных материалах будет вполне удовлетворительным для неискушённого пользователя. 5P9i0s8y19Z dt=Text A.6. Виды ПЗС-матриц 2 Приборы с зарядной связью (сокращенно ПЗС) -- это полупроводниковые приборы, в которых под действием света накапливается электрический заряд, тем больший, чем выше освещенность элемента. Из-за этого заряда электрическое сопротивление прибора падает вместе с ростом заряда, и это отмечается специальными приборами (например. аналого-цифровыми преобразователями, АЦП). Соответственно, если пленку со светочувствительным слоем заменить на матрицу -- регулярную сетку из ячеек с ПЗС, то получится тот же прибор, способный воспринимать свет и переводить его сразу в цифровой вид. Преимущества ПЗС-матрицы: * она способна получать изображения непосредственно, без операций проявления, фиксации, осветления и сканирования фотопленки; * элементы ПЗС-матрицы расположены регулярно, что облегчает растрирование (перевод в цифровой вид) изображения; * зернистость ПЗС-матрицы для одного и того же размера изображения постоянно, не зависимо от чувствительности к свету; Примечание: правда, при высокой чувствительности и малых размерах самой матрицы иногда на фотографиях появляется "цифровой шум", в виде точек произвольного цвета; * на ПЗС-элементах отсутствует вуаль, меньше образуется ореолов; * при одном и том же качестве изображения размеры ПЗС-матрицы можно сделать меньше, что удешевляет остальные детали фотоаппарата. Недостатками ПЗС-матриц являются: * наличие артефактов в изображении, вызванных его цифровой обработкой; * появление муара, искажение изображения при неправильной съемке (большая чувствительность к условиям съемки); * малая фотографическая широта (особенно на дешевых матрицах); * слишком "натуралистическое" изображение, с грубыми и резкими границами (например, при фотографировании кожи человека); * меньшая глубина цветовых оттенков, особенно в желтой части спектра (почему -- смотри далее); Следует отметить, что приборы с зарядной связью, как и кристаллы бромистого серебра, не способны воспринимать цвет. Они воспринимают только освещенность. Чтобы прибор с зарядной связью мог воспринимать цвет, на пути света и ПЗС должен стоять светофильтр. От качества сделанного светофильтра во многом зависит правильная цветопередача. В настоящее время приняты три вида светофильтров: Рис. A.03. Строение сенсоров ПЗС-матриц a) RGGB, b) RGTB * классическая схема. Каждый пиксель представляет собой квадрат, разбитый на четыре части. Каждая часть заслонена (последовательно): зеленым (Green), красным (Red), синим (Blue) и вновь зеленым (Green) светофильтром. В общем поле изображения зеленый цвет как бы "удваивается". Это сделано специально: у глаза высокая чувствительность именно к желто-зеленым оттенкам. Таким образом, в классической схеме используется RGGB-модель, которая потом пересчитывается камерой в RGB-модель. * схема, применяемая фирмой Sony. В ПЗС-матрицах фирмы Sony используются следующие светофильтры: красный (Red), зеленый (Green), синий (Blue) и морской волны (Teal). Получается так называемая RGTB-модель. Достоинство этой цветовой модели -- лучшая передача синих и зеленых оттенков по сравнению с классической схемой. Данные из этой модели также пересчитываются в RGB-модель. * новая схема. Приборы с зарядной связью, отвечающие за каждую составляющую цветовой модели (красную, синею и зеленую) расположены друг за другом вглубь, и перед ними размещены светофильтры. Свет, проходя через первый прибор, поглощается им только в нужной (красной) части спектра, и остальная его часть идет во второй и третий прибор. Достоинства такой схемы: можно сделать очень компактную матрицу, не надо пересчитывать точки в RGB-модель. Недостаток -- патентодержатель требует больших лицензионных отчислений за использование схемы, поэтому она пока не прижилась в фотокамерах. Считанные и преобразованные данные с ПЗС-матрицы хранятся в перезаписываемой памяти фотоаппарата. Существуют несколько вариантов формата хранения изображения, но основными являются: * JPEG-файлы. Изображения в этом формате сжато с потерями данных, исчезают мелкие детали, возможно появление артефактов. Но этот формат обеспечивает максимальное сжатие данных, поэтому его применяют во всех цифровых фотокамерах; * RAW-файлы. Изображение в этом формате наиболее точно соответствует тому, что было снято с ПЗС-матрицы. Сжатие данных минимально, данные записываются "как есть". Поэтому файлы с этими изображениями занимают максимальный объем памяти. Вследствие этого не все камеры поддерживают этот формат; * TIFF-файлы. В современных камерах не используется для сохранения; 5P9i0s8y19Z dt=Text B. Виды фотоматериалов 1 Содержание B.1. Негативные фотографические материалы B.2. Позитивные фотографические материалы B.3. Обращаемые фотографические материалы B.4. Другие характеристики фотографических материалов === *** === *** === По своему эксплуатационному назначению фотографические материалы со светочувствительным слоем делятся на негативные, позитивные и обращаемые. Это разделение прежде всего производится по отношению к черно-белым фотографическим материалам, однако и для цветных материалов такое разделение имеет место. Рассмотрим это разделение на виды поподробнее. 5P9i0s8y19Z dt=Text B.1. Негативные фотографические материалы 2 К негативным материалам относят некоторые сорта кинопленки, фотопленку и фотопластинки. Негативные материалы непосредственно применяются при фото- и киносъемке для получения негативов. Свет, прошедший через объектив фото- или киноаппарата, воздействует на кристаллы бромистого серебра, которые распадаются, образовывая кристаллы серебра. Далее происходит негативный процесс, включающий в себя проявление и фиксацию кинопленки. После негативного процесса образуется так называемое негативное изображение. Его особенности следующие: * на нем темные участки реального изображения выглядят светлыми, а светлые -- темными (инверсия света); * на цветной негативной пленке цвета реальных объектов представлены как дополнительные (например синий представляется желтым, красный - голубым и т.д.); * изображение на негативах -- зеркальное отражение реальных; * степень потемнения ("засветки") участков изображения на негативе прямо пропорционально количеству света, попавшего на этот участок (и равен произведению экспозиции на освещенность пленки), за вычетом фотографической вуали. Негативное изображение как бы "обратно" реальному. Оно используется для получения позитивных изображений. 5P9i0s8y19Z dt=Text B.2. Позитивные фотографические материалы 2 К позитивным материалам относят некоторые виды кинопленок, почти всю фотобумагу (исключая, разве что, Polaroid), и некоторые другие материалы. Назначение позитивных материалов -- правильно передавать яркости освещенности реальных объектов съемки (для всех фотографий) и их цвет (для цветных фотографий). Позитивные материалы несут на себе позитивное изображение. Оно получается из негативного в специальных аппаратах -- фотографических увеличителях. В них негативная пленка освещается от источника света (обычно лампы накаливания). Свет, пройдя сквозь негативный материал и объектив фотоувеличителя, переносит увеличенное изображение на позитивный материал (фотобумагу). После экспозиции фотобумаги этим светом на ней получается позитивное фотоизображение. Оно затем также проявляется и фиксируется. Таким образом получается обычная фотокарточка. Процесс получения позитивного изображения на кинопленке в чем-то похож описанному (исключается только стадия увеличения). Позитивное изображение характеризуется следующими особенностями: * оно правильно передает яркость, освещенность и цвет реальных фотографируемых изображений; * оно правильно передает ориентацию изображения (снимки не зеркальные); * степень светлоты ("засветки") участков изображения на позитиве прямо пропорционально количеству света, попавшего на этот участок (и равен произведению времени экспозиции на освещенность негативной пленки). Кроме того, на светлоту снимка оказывает влияние фотографическая вуаль позитивного и негативного материала, степень контраста фотографического материала, особенности экспозиции и проявления позитивного материала и т.п. В любом случае, получить хорошее позитивное изображение можно только с хороших негативов. 5P9i0s8y19Z dt=Text B.3. Обращаемые фотографические материалы 2 К этим материалам относят некоторые виды кинопленок и фотобумагу "Polaroid". Основной особенностью этих материалов является способность сразу получать на пленке позитивные изображения минуя негативные. За это приходится расплачиваться более длинным процессом получения и более низким качеством изображения. Для получения изображения на обращаемой пленке используют три этапа -- негативный, засветку и позитивный. С только что отснятой кинопленкой проводят операцию первичного проявления и промывки (как у негативной пленки), а затем производят операцию "осветления" -- удаления образовавшихся при проявлении кристалликов серебра. На этом негативный процесс заканчивается. Затем идет засветка, при которой неэкспонированные в аппарате кристаллы бромистого серебра засвечиваются. Далее производится (уже на свету!) второе проявление и фиксация полученного изображения. Оно уже будет позитивным -- ведь полученные при засветке в аппарате кристаллы серебра удаляются при осветлении! Однако процесс получения изображения усложняется, на каждом из них накапливаются искажения, что в конце-концов портит общую картину. Получение изображения на фотобумаге "Polaroid" имеет некоторые особенности, о которых автор говорить не будет. Однако при получении изображения на этой бумаге также присутствует негативный и позитивный процессы, происходящие в фотоаппарате. 5P9i0s8y19Z dt=Text B.4. Другие характеристики фотографических материалов 2 По характеру фотографических свойств светочувствительные материалы различаются по: * светочувствительности; * контрастности; * фотографической широте (или динамическому диапазону); * зернистости; * разрешающей способности; * спектральной чувствительности (цветочувствительности). Все эти свойства, за исключением цветочувствительности, обычно связаны друг с другом определенной зависимостью, Она выражается в том, что, чем выше светочувствительность фотографического слоя, тем, обычно, больше его фотографическая широта и зернистость и меньше его контрастность и разрешающая способность. Поэтому, выбирая материал для съемки, необходимо учитывать все факторы и выбирать материал в соответствии с преобладающими требованиям к снимку. 5P9i0s8y19Z dt=Text C. Светочувствительность 1 5P9i0s8y19Z