Съемка портрета Под словом портрет в изобразительном искусстве, в том числе и в фотографии, имеется в виду изображение, на котором главное место занимает лицо человека (или двух-трех человек -- групповой портрет)/ С точки зрения художественной фотографии портретная съемка -- одна из самых трудных, требующих от фотографа не только отличного владения техникой, но и большого художественного вкуса. Одно из основных требований, предъявляемых к портрету -- максимальное сходство с натурой. Это не так легко, как кажется. Можно сфотографировать человека так, что он совершенно не будет похож на себя или сходство будет весьма отдаленным. Причина таких явлений в том, что лицо человека почти никогда не бывает неподвижным. Отдельные его части -- рот, глаза, брови -- всегда подвижны. Внешний облик лица определяется не только его формой и объемом, но и внутренними переживаниями человека и особенностями его характера. Малейшие изменения в настроении человека немедленно отражаются на его лице, а черты характера накладывают на лице некоторый общий, постоянный, присутствующий только данному лицу отпечаток. Умение уловить эти индивидуальные особенности человека и передать их на снимке составляет важную и трудную задачу портретной фотографии. Важным является и вопрос о передаче на снимке чисто физических особенностей лица (морщин, веснушек и т.п.) Полное удаление этих особенностей на снимке (а это возможно с помощью ретуши) было бы, конечно, неправильным. Убрав, например, морщины, можно настолько "омолодить" человека, что он перестанет походить на себя, вместе с тем нарочитое подчеркивание различных дефектов лица представляет собой ошибку противоположного характера. Одним из важнейших в портретной фотографии является вопрос освещения. Технически наименее благоприятное в портретной съемке одностороннее резко направленное освещение. При заднем освещении лицо получается темным, с едва заметной проработкой деталей; переднее освещение делает лицо плоским, лишает его объемности. Верхнее и нижнее освещение искажает лицо, приводит к длинным и глубоким теням. При освещении сверху глубокие тени располагаются в глазницах, под носом, нижней губой и подбородком. При освещении снизу такие же глубокие тени образуются на носу. Освещение сбоку приводит к высокому контрасту, разделяя пополам все лицо на слишком яркую и слишком темную части. Такие результаты одинаково вероятны как при съемке под прямыми лучами солнца, так и при освещении одной лампой. Резкий направленный свет явно неприемлем для портретной съемке, и такую съемку лучше производить либо в тени, либо в пасмурную погоду, либо при рассеянном свете лампы. Однако и такой вид освещения не является лучшим, так как он не позволяет выявить объем лица и последнее получается плоским. В портретной съемке необходимо располагать по крайней мере двумя источниками света, освещая лицо с двух точек. Причем для выделения объема лица освещение с одной стороны должно быть несколько сильнее, чем с другой. При отсутствии двух источников света можно сделать белый экран-отражатель. натянув на раму лист бумаги или материи. Помещенный сбоку от теневой части лица такой экран отражает лучи света и подсвечивает лицо. Существенное значение имеет и поворот снимающегося относительно аппарата. Менее удачны портреты, сделанные спереди (в фас). Симметричность человеческого лица делает такие снимки скучными, невыразительными. Во всех случаях рекомендуется придать снимающемуся некоторый поворот либо всего туловища, либо только головы. Иногда характерные черты лица делают удачным снимок в профиль, но чаще всего наиболее удачен только небольшой поворот лица. Такая съемка называется съемкой в три четверти. Наряду с этим можно придать снимающемуся наклон головы вперед, назад и вбок. Фотографирующемуся не рекомендуется смотреть прямо в объектив аппарата. Непринужденность позы -- одно из существенных условий в художественной портретной фотографии. Всякое искусственное позирование создает у снимающегося напряжение, которое отрицательно сказывается на снимке. Вместе с тем каждый человек, знающий, что его фотографируют, невольно начинает позировать. Задача фотографа состоит в том, чтобы вывести человека из этого напряженного состояния, заставить его чувствовать себя свободно и непринужденно. Лучшие результаты в этом смысле получаются при моментальной съемке. Вообще портретные съемки выглядят живее и интереснее, когда они сделаны внезапно, в обычной обстановке и без долгой предварительной подготовки. Важную роль в получении хорошего портрета играет объектив камеры. Короткофокусные и широкоугольные объективы почти непригодны для портретной съемки. При съемке крупным планом (а именно этим планом нужно снимать портреты) широкоугольные объективы преувеличивают перспективу, нарушают пропорции лица, увеличивая выступающие вперед части лица по сравнению с удаленными частями. Пригодны для портретной съемки нормальные объективы и еще лучше объективы длиннофокусные, позволяющие получить портрет крупным планом с большого расстояния. Короткофокусные объектив малопригодны для портретной съемки также вследствие большой глубины резкости. Идеальны с точки зрения портретной съемки фотоаппараты, имеющее переменное фокусное расстояние (оптический Zoom). Существенное значение имеет и фон. В портретной съемке фон следует делать нейтральным, гладким. Этому способствует нерезкость фона, что достигается применением длиннофокусных объективов с малой глубиной резкости. Из этих же соображений не следует диафрагмировать объектив. Портреты надо снимать при полном отверстии объектива. Помимо некоторой мягкости изображения, что улучшает портрет, полное отверстие объектива позволяет сократить выдержку и избежать напряженности в позе и лице снимающегося. Кроме того, при съемке с продолжительной выдержкой возможны сдвиги фотографируемого. Исправление этого недостатка на негативе невозможно. Выдержка при портретной съемке не должна превышать 0,5-1 сек. При выборе цвета фона лучше всего выбирать нейтральные (белые, черные, серые, бежевые) и холодные (синие, голубые) тона. В крайнем случае можно использовать красные и пурпурные тона. Использование в качестве цвета фона ярко-желтого, зеленого и особенно оранжевого цвета недопустимо!